"Что мы измеряем?" Михаил
Чернецкий
журнал "Звукорежиссер" 0/1998
Уже много тысячелетий человечество живёт в мире цифр. Мы
измеряем в цифрах всё - один килограмм конфет, две шоколадки, пол-литра
"жидкости" и др. При этом мы применяем так называемые "вещественные" единицы
измерения - граммы, метры, ниты, атмосферы, литры и т.д. Однако существуют и
весьма широко используются также и нематериальные единицы измерения, причём не
только в ядерной физике, где их огромное количество, но и в обычной повседневной
практике. Здесь мы расскажем об одной из таких единиц, причём "дважды
экзотической" - децибеле. Почему же экзотической, да ещё дважды? Во-первых,
не существует воплощённого "в металле" эталона децибела, его нельзя "повертеть в
руках", пощупать. Платино-иридиевые эталоны метра, килограмма - существуют, а
децибела - нет. Во-вторых, децибел - это не целая, а дольная единица. Мы часто
пользуемся единицами целыми (грамм, метр) и кратными (килограмм, километр), но
практически никогда - дольными. В самом деле - часто ли вы используете дециметр
или дециграмм? Никому же не придёт в голову сказать: "у меня дома потолки 27
дециметров"! Так откуда же взялась и для чего нужна эта малопонятная единица?
Казалось бы: есть вольты, герцы, амперы... Чего ещё желать? Однако не всё так
просто! Посмотрите на два следующих рисунка. На рис. 1 изображены две частотные характеристики. (На этом
рисунке по вертикали отложено реальное выходное напряжение исследуемого
устройства в вольтах). Как видим, эти две АЧХ не очень-то похожи.
На рис. 2 по вертикали отложены не вольты, а децибелы.
Сразу стало видно, что эти характеристики идентичны, только одна находится чуть
выше, а другая - ниже. На самом деле все четыре характеристики принадлежат
одному и тому же регулятору тембра, просто характеристики 1 и 3 снимались при
подаче на его вход сигнала в 1 вольт, а 2 и 4 - 100 милливольт. Очевидно, что
сравнение характеристик устройств по рис 2. более удобно. Характеристики "в децибелах" не зависят от реальных
физических величин сигналов, применяемых в процессе измерений. Это - одна из
главных причин того, почему логарифмический способ отображения АЧХ получил
наибольшее распространение. Хотя на самом деле, помимо удобства чтения графиков,
существует и другая, гораздо более существенная и глубокая причина: по закону
Вебера-Фихнера между воспринимаемым ощущением и вызывающим его внешним
воздействием имеется логарифмическая зависимость, т.е. чтобы ощущение изменилось
"на" какую-то величину, вызвавшее его воздействие должно измениться "в"
раз.
Пояснить это можно на следующем примере: от 20 до
40 Герц - одна октава, и от 10000 до 20000 Герц - тоже одна октава. Только в
первом случае частота изменилась на 20Гц, во втором - на 10000Гц, а результат -
одинаков: и в том, и в другом случае частота изменилась "в" два раза и мы слышим
повышение высоты звукового тона "на" одну октаву. Таким образом, отображение
данных в логарифмическом масштабе нам просто по-человечески "ближе". Ранее в технике связи широкое применение получила единица
НЕПЕР, основанная на натуральных логарифмах и названная в честь их изобретателя
Дж. Непера (1550-1617г). 1 непер соответствует изменению уровня сигналов в
=2,718 раз (в "е" раз). Интересно, что непер существует давным-давно - а на
практике пользуются децибелом. Но почему именно децибелом, если уже существуют
натуральные логарифмы, а есть ещё двоичные и т.д.?
Применяемое для
вычисления Неперовых логарифмов число "е" - число трансцендентное, и для
расчётов крайне неудобное. Поэтому по свойственной всем нам любви к круглым
числам логарифмы, имеющие в своём основании число 10, и получили более широкое
распространение. На десятичных логарифмах основан бел - единица, названная в
честь изобретателя телефона А.Г. Бела. Однако, при ближайшем рассмотрении, он
оказался "слишком крупным", а вот одна десятая его - "децибел" - оказался в
самый раз. Почему же? Дело в том, что децибел нам ближе по
психофизиологическому восприятию. Один децибел (1 дБ) - это величина,
максимально близкая к субъективному порогу восприятия - порогу различения
громкости двух сигналов нашим ухом, и именно поэтому децибел занял ведущее место
в звукотехнике. Так как децибел - величина относительная, то с его помощью можно
измерять все, что угодно - хоть музыкальные интервалы. Действительно, в одной
октаве содержится шесть нотных интервалов, а изменению напряжений в два раза
(как бы "на октаву") соответствует изменение уровня на 6 дБ, т.е. музыкальный
звуковысотный интервал в один тон соответствует одному децибелу. Причём значения
совпадают с точностью 0,0004. Что это - глубинная, скрытая взаимосвязь? Как
знать... Однако, как уже упоминалось, децибел - величина
относительная. А как быть, если надо измерять реальные физические величины -
вольты, ватты и др.? Да очень просто: надо выбрать опорный (эталонный) уровень,
от которого и отталкиваться при измерениях. Давным-давно (так уж исторически
сложилось) за опорный уровень была принята величина мощности в 1 милливатт на
нагрузке 600 Ом. При этом величина напряжения составляет:
U= 0,001*600 = 0,6 = 0,775 В,
где
P=1 мВт - мощность; R=600 Ом - сопротивление. До настоящего времени
эта величина напряжения является опорной для подавляющего большинства измерений.
Встречаются и некоторые другие величины. Опорная величина должна указываться
после букв дБ. В английском языке приняты две основные величины: обозначению dBu
(русское дБ) - соответствует опорное напряжение 0,775 В; обозначению dBV
(русское дБв) - соответствует опорное напряжение 1В; встречается и обозначение
dBm (дБм), для него опорный уровень - также 0,775В. Как же пользоваться
децибелами, как их вычислять? Очень просто. Для расчёта существует всего одна
формула:
N=20*lg(U2/U1)
где U1 - опорное напряжение; U2 -
измеряемое напряжение; N - их соотношение в децибелах. При измерении мощности в этой формуле изменяется только
одна цифра: первый множитель заменяется числом 10, а напряжения заменяются
мощностью. Если после расчёта результат "N" получается со знаком "минус" - то
это значит, что измеряемая величина меньше опорной (эталонной). Всё. На этом вся
математика, связанная с понятием "децибел", закончена.
1 [
2 ]
|